июл 072021
 

Благодаря профессиональной работе врачей РНХИ им. проф. А. Л. Поленова (филиал Центра Алмазова) уже отчаявшийся 37-летний пациент смог излечиться от эпилептических приступов и начать жизнь с чистого листа, разрешив себе то, о чем раньше приходилось только мечтать.

История 40-летнего Алексея Михайловича Носова из Мичуринска Тамбовской области не может не тронуть. Диагноз «эпилепсия» ему поставили еще в грудном возрасте. И с этой болезнью он жил до 37 лет.

пациент Носов_0

Пациент Алексей Носов после планового обследования в Центре Алмазова

«Приступы иногда происходили раз в неделю, а иногда и по 5 раз в день. Иногда они случались ночью, а иногда — днем. Это нельзя было никак предсказать. Врачи назначали мне различные препараты, но они не помогали решить проблему, а лишь немного снижали частоту приступов», — рассказал нашему корреспонденту Алексей Михайлович.

Однажды мать пациента узнала на тематическом форуме в интернете о возможности оперативного лечения эпилепсии и попыталась уговорить сына сделать операцию. Однако чтобы решиться на этот шаг, Алексею потребовалось более 10 лет.

«В свои 37 я смог победить страх. Признаться честно, меня подтолкнуло к этому ухудшение моего состояния. Приступы стали случаться по 7 раз в день, а потом и вовсе — только встаешь и тут же снова падаешь. И я в буквальном смысле слова приполз к матери, когда мне в очередной раз было плохо, и сказал ей: «Поехали! Это все равно не жизнь, а операция — это хотя бы шанс начать жить нормально», — вспоминает пациент.

Алексей с матерью отправился в Санкт-Петербург в РНХИ им. проф. А. Л. Поленова, старейший в мире нейрохирургический институт, где накоплен уже почти вековой опыт (с 1926 года).

Руководитель НИЛ эпилептологии НМИЦ им. В. А. Алмазова к.м.н. Г. В. Одинцова

«У нас очень хорошая база знаний, много накопленного опыта в области нейрохирургии и по лечению эпилепсии. И, объективно говоря, к нам попадают самые сложные пациенты России, от некоторых из них отказываются в других клиниках, а мы принимаем и успешно оперируем», — отметила руководитель НИЛ эпилептологии к.м.н. Галина Вячеславовна Одинцова.

«В идеале пациенту с эпилепсией за хирургической помощью необходимо обращаться уже после двух лет неэффективной консервативной терапии. Однако, как правило, пациенты обращаются к нам позднее — в среднем после 19 лет безуспешной борьбы с болезнью. У пациента Носова «стаж эпилепсии» один из самых больших среди наших пациентов, и, конечно, в связи с этим был хуже первоначальный прогноз эффективности операции. При этом хочу отметить, что у нас в институте представлены разные методы хирургического лечения, в том числе и малоинвазивные селективные стереотаксические операции на головном мозге. Наш опыт оперативных вмешательств по поводу эпилепсии благоприятный: с низкой частотой послеоперационных осложнений и без летальных исходов. В ряде случаев отмечается снижение когнитивных функций, в частности ухудшение
памяти, но, к счастью, эти нарушения нам удается исправить в процессе послеоперационной
реабилитации», — добавила Галина Вячеславовна.

Заведующая нейрохирургическим отделением № 2 НМИЦ им. В. А. Алмазова к.м.н. В. Г. Нездоровина

После тщательной предоперационной подготовки (МРТ, электрофизиологическое исследование головного мозга и др.) пациент Носов был прооперирован к.м.н. Викторией Геннадьевной Нездоровиной, заведующей нейрохирургическим отделением № 2 — отделением функциональной нейрохирургии, единственном в Северо-Западном регионе, специализирующемся в том числе на хирургическом лечении эпилепсии.

«После трех с половиной часов операции и суток в реанимации я открыл глаза и сначала очень перепугался. У меня все двоилось в глазах, но врачи сказали, что так бывает, и все должно пройти. И через две недели, действительно, все прошло. И припадки тоже. Ни одного не было после операции. Как я благодарен врачам и своей матери, просто не передать! Теперь моя жизнь только началась!», — поделился эмоциями пациент.

До операции Алексей пытался жить «как все», но из-за болезни многое было невозможным. Он получил школьный аттестат, обучаясь дома. Колледж окончить не смог по состоянию здоровья. Несмотря на это, работал — занимался набором текстов и ремонтом компьютеров и ноутбуков на дому, освоив профессию самостоятельно. Работал до тех пор, пока его состояние совсем не ухудшилось.

За прошедшие после операции три года жизнь Алексея резко изменилась: он начал заниматься спортом, о чем раньше только мечтал, женился и обрел семейное счастье. Успел стать дважды папой: у Алексея родились сын и дочка. Вернулся к своей работе на дому и вышел на дополнительную работу в офис. Внося те или иные кардинальные изменения в свою жизнь, Алексей советовался с врачами.

«Его преображение было невероятным. К нам Алексей пришел очень пессимистичным, измученным болезнью человеком. За три года он изменился до неузнаваемости. С ним стало приятно общаться, он стал совсем по-другому говорить и даже выглядеть. Теперь он позитивен и полон планов на дальнейшую жизнь», — отметила оперировавшая Алексея Виктория Геннадьевна.

«У пациента Носова была височная эпилепсия. Это самый распространенный вид эпилепсии и самый хорошо изученный. Сложность была в том, что за столь длительное время болезни (37 лет) в эпилептическую систему включились уже обе височные доли. Благодаря наличию всех возможностей предоперационной диагностики в нашем учреждении, мы выявили ведущий эпилептический очаг и удалили часть одной из височных долей (обе удалять нельзя, это чревато необратимыми последствиями). Самое сложное в хирургии эпилепсии — определить зону головного мозга, которая генерирует приступы и которую нужно удалить, не затронув другие области. В определенных случаях мы будим пациента во время операции, разговариваем с ним, задаем ему вопросы, даем задания, просим двигать руками и ногами, постоянно контролируя важные функции. В целом, хирургическое лечение эпилепсии — это сложная командная работа, благодаря которой мы минимизируем возможные осложнения и получаем хорошие результаты!» — добавила нейрохирург.

Сейчас пациент Носов находится на консервативной терапии, поскольку отменять ее сразу и резко нельзя. Алексей приезжает раз в 4–6 месяцев на плановое обследование. В перспективе лечащий врач Галина Вячеславовна планирует снизить количество препаратов, а затем и отменить их совсем при хороших показателях (отсутствие припадков более 5 лет, хорошая энцефалограмма).

«Всем другим людям, кто находится сейчас в том же положении, в котором был я три года назад, и тоже боится операции, я бы посоветовал не дотягивать до последнего. Ведь может быть уже поздно! Я очень рад, что я успел, и сейчас я только начинаю жить», — подытожил Алексей.

В РНХИ им. проф. А. Л. Поленова еженедельно проходят консультации как нейрохирурга, так и эпилептолога. В среднем, от первого обращения к доктору до хирургического лечения проходит около трех месяцев, в которые проводится обязательная тщательная предоперационная подготовка. Сама операция проводится по квоте на высокотехнологичное лечение (бесплатно для пациента), которую может получить каждый нуждающийся в лечении пациент.

X

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА АЛМАЗОВА!

Уведомляем вас, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Центре Алмазова введен комплекс дополнительных мер по безопасности, направленный на предотвращение террористических актов. В целях обеспечения безопасности граждан и целостности объектов инфраструктуры при посещении Центра Алмазова проводится дополнительный личный осмотр, осмотр вещей и автотранспорта. Отказ от соблюдения мер по безопасности может послужить причиной недопуска на территорию Центра Алмазова. Просим с пониманием отнестись к введенным мерам по безопасности.

С уважением, Администрация Центра Алмазова