С 2009 года в структуре многопрофильной клиники НМИЦ им. В. А. Алмазова работает отделение химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга № 2. Благодаря усилиям специалистов к 2023 году учреждение стало признанным лидером в стране по количеству выполненных гаплоидентичных трансплантаций, их здесь сделано 229 (гаплоидентичная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток — это разновидность аллогенной трансплантации, при которой задействован донор, совместимый с реципиентом по половине генов гистосовместимости).
Всего же в отделении выполнено 800 пересадок костного мозга, включая аллогенные (от донора, который может являться как родственником, так и совершенно незнакомым человеком) и аутологичные (при которых в организм пациента вводится его собственный, предварительно заготовленный костный мозг). К особенностям работы отделения можно отнести максимально сокращенный срок ожидания пациентом трансплантации. В Санкт-Петербурге утверждена Региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями» на 2019–2024 годы, согласно которой время с момента наступления ремиссии до пересадки не должно превышать трех месяцев. В НМИЦ им. В. А. Алмазова больные, как правило, ждут около 30 дней.
«Нужно сказать, что продолжительность периода до трансплантации зависит не только от эффективности работы клиники, но и от того, как быстро будет подобран донор. Сейчас это время может быть максимально сокращено. Во-первых, благодаря тому, что мы уже давно и успешно выполняем гаплотрансплантации. Это позволяет, при отсутствии HLA-совместимого сиблинга (брат или сестра), привлекать в качестве донора ближайшего родственника (достаточно, чтобы он подходил лишь наполовину). Благодаря этому в большинстве семей можно без проблем находить донора — им может быть брат или сестра, отец или мать. Если болен родитель, то донором может выступить ребенок старше 18 лет. А во-вторых, уменьшению периода ожидания способствует тот факт, что сейчас в России очень активно развиваются регистры доноров», — рассказывает заведующий отделением химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга № 2, врач высшей категории к.м.н. Юлия Алексеевна Алексеева.
Донорами костного мозга не могут стать люди преклонного возраста или младше 18 лет, лица, имеющие определенные ограничения по здоровью (недавно перенесшие вирусные заболевания, болеющие гепатитом или ВИЧ на момент запроса), беременные и кормящие женщины. Сегодня на станциях переливания крови людям, добровольно участвующим в донорстве крови, предлагают пройти более подробное исследование (HLA-типирование), для внесения их данных в регистр доноров костного мозга — огромную базу, содержащую данные потенциальных доноров. Когда появляется пациент, нуждающийся в пересадке, проводится его типирование, после чего врачи делают запрос по базе данных на поиск подходящего донора. После того как подходящий донор найден, его осматривает терапевт, чтобы оценить состояние здоровья и исключить возможный риск. Далее донора приглашают в клинику (это не та клиника, которая занимается пациентом), и там производят забор клеток. Для заготовки клеток существует несколько методик. Возможно проведение операции миелоэксфузии, при которой клетки забираются напрямую из костей таза. Также стволовые клетки крови можно заготовить с применением методики афереза из периферической крови. Для того чтобы стволовые клетки вышли в периферическую кровь и их можно было забрать, подкожно вводится специальный препарат. В остальном процедура очень похожа на обычную сдачу донорской крови.
«Это немного дольше по времени, потому что необходимо время, чтобы стволовые клетки вышли в периферическую кровь, после чего в ходе процедуры специальный аппарат отбирает стволовые клетки, а эритроциты, плазма и все остальные компоненты крови возвращаются донору. Стволовые клетки у донора восстанавливаются, как правило, в течение 2–3 недель. Поэтому данная процедура вреда здоровью не наносит. Люди со склонностью к тромбозам получают специальную терапию, чтобы не допустить закупорки сосудов на фоне процедуры», — комментирует Юлия Алексеевна.
Донорские стволовые клетки хранятся около 72 часов, однако, если по ряду причин нет возможности сделать пересадку так быстро, то материал подвергается криоконсервации, после чего клетки могут храниться долгое время. В Центре Алмазова есть криобанк, который позволяет это делать. В отделении химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга № 2 НМИЦ им. В. А. Алмазова регулярно лечатся жители всех регионов Российской Федерации. Врачи учреждения располагают большим опытом ведения пациентов и после трансплантации, причем с применением самых современных методик и препаратов. После пересадки костного мозга специалисты мониторируют состояние больного и, если даже на молекулярном уровне видны следы оставшейся опухоли, то применяют таргетную терапию.
Одним из примеров успешного опыта длительного наблюдения за пациентами после трансплантации костного мозга можно назвать клинический случай пациентки, проходившей лечение в Центре Алмазова в 2009 году. Женщина приехала в Санкт-Петербург с неходжкинской лимфомой. Оказать медицинскую помощь по месту жительства врачи не смогли, поскольку пациентка была уже на большом сроке беременности. Специалисты отделения химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга НМИЦ им. В. А. Алмазова приняли тогда решение готовить женщину к родоразрешению и одновременно проводить химиотерапию и иммунотерапию, предшествующие трансплантации костного мозга. После рождения ребенка молодой маме была успешно выполнена пересадка. Прошло уже много лет, а пациентка продолжает наблюдаться у врачей Центра Алмазова. С ее здоровьем все хорошо, и недавно она стала мамой в третий раз.