История игрушек
Жизнь любого ребенка неразрывно связана с играми и игрушками. Взволнованные родители подносят к лицу еще ничего не понимающего новорожденного погремушку, годовалый ребенок с интересом рассматривает большую мягкую игрушку, трехлетний карапуз, старательно разламывает очередную машинку или куклу, шестилетний ребенок, зачаровано смотрит на новенький велосипед — в каждом возрасте свои игрушки и связано это, несомненно, с психомоторным развитием малыша. Ведь, как это ни парадоксально, основное предназначение игрушек не в том, что бы «поиграть» с ребенком, а в том, что бы стимулировать и гармонизировать его психомоторное развитие. Как не навредить собственному ребенку и в какие игры с ним играть? На эти вопросы нам согласился ответить специалист Института перинатологии и педиатрии.
Давайте начнем с самых маленьких. Итак, во что можно поиграть с новорожденным и нужно ли с ним играть?
Новорожденный ребенок в принципе, ни в каких играх не нуждается. Его основная задача — адаптироваться к столь резко изменившимся внешним и внутренним условиям жизни. Заботливый уход за ним — вот основной смысл периода новорожденности. Но, с появлением зрительного и слухового сосредоточения (2–3 неделя жизни) для стимуляции функционального созревания этих анализаторов ребенку уже необходима не только забота со стороны взрослых. Самым оптимальным в этот период будут являться большие игрушки, например, воздушные шары. Их необходимо прикрепить на достаточном расстоянии от лица ребенка (не менее 1 метра, например, привязать к ножной части кроватки). В связи с тем, что ребенок только начинает различать свет и темноту, желателен контрастный цвет, например, черный и белый. Будет здорово, если шары при движении издают звуки. При использовании погремушек важно следить, чтобы движения руки с погремушкой были достаточно медленными и плавными, а игрушка находилась в центральной зоне зрения ребенка.
Ясно. А как часто следует менять игры и игрушки. Какие основные периоды в можно выделить в развитии ребенка до года?
С 1–2 месяцев необходимо более активно стимулировать созревание зрительного и слухового анализаторов. Здесь незаменимы подвесные игрушки — «карусели», выполненные в форме клоунов, веселых зверушек, пчелок и так далее. При включении этих игрушек раздается музыка, привлекающая внимание ребенка, а элементы игрушки начинают вращаться. Подвеска удобно крепится к кроватке ребенка, при этом визуальная часть игрушки располагается над головой ребенка на более близком расстоянии (около 30–50 см от глаз).
С 2–3 месяцев, когда ребенок, спокойно лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на руки, необходимо заинтересовывать его яркими, красочными игрушками, располагая их вблизи ребенка (около полуметра). Наиболее оптимальными являются небольшие мягкие игрушки (обезьяна, заяц, лошадь и так далее).
С 3–4 месяцев следует начинать стимулировать тонкомоторную деятельность. Для этого подходят обычные погремушки. Имея широкую ручку, они достаточно легко зажимаются в руке ребенка, а их легкость позволяет ребенку, относительно свободно двигать руками. Также в этом возрасте удобно использовать различные подвесные погремушки, которые располагают на расстоянии вытянутой руки ребенка. Непроизвольно размахивая руками и случайно натыкаясь на них, ребенок будет формировать первые тонкомоторные ассоциативные связи, которые будут подкрепляться не только тактильной чувствительностью, но и зрительным, и слуховым анализаторами.
С 4–5 месяцев следует разнообразить тактильные ощущения ребенка. То есть стоит пользоваться не только обычными погремушками с твердой ручкой, но и «шуршащие», «звучащие» игрушки. Они обычно входят в стандартные наборы, предлагаемые для детей этого возраста.
С 5–6 месяцев необходимо стимулирование ладонного захвата. Погремушка должна быть легкой и удобную форму для стимуляции, как ее «захвата» так и перекладывания из руки в руку.
Ну хорошо. А второе полугодие жизни?
Второе полугодие жизни характеризуется расширением «игрового» поля. В этом возрасте ребенок формирует тонкомоторные «захваты» (сначала «клешней», а затем и «щипком»). Поэтому можно использовать мелкие игрушки, но только под контролем взрослых. Для стимуляции координированной деятельности используют различные пирамидки (сначала с широкими кольцами, а к концу года и с тонкими кольцами), крупные кубики. С помощью игрушек достигается стимуляция двигательной активности ребенка (ползание, а к концу года и ходьба). В этом возрасте детей активно привлекают различные «бытовые» вещи. Так, ребенка можно надолго заинтересовать обычной кастрюлей и поварешкой. Играя, ребенок учится основным действиям с предметам («круглое» катать, «квадратное» складывать и так далее).
Когда должны появиться настоящие игрушки, в традиционном понимании этого слова: куклы, машинки?
Возрастной период с года до трех характеризуется формированием предметной деятельности. Именно здесь необходимо «богатство» манипуляций с предметами. Машинки, куклы, кубики, мягкие игрушки. Широко используются в этом возрасте и различные развивающие комплексы с многочисленными кнопками и переключателями, нажатие или перемещение которых приводит к открыванию створок, повороту предметов, выдвижению фигурок, музыкальным сопровождением. Малыш охотно разбрасывает свое «богатство» по комнате, запоминая последовательность манипулятивных действий с предметами. Большим подспорьем в этом возрасте будут игрушки на основе доски Сегена. Вставляя предмет в строго отведенную для него форму, ребенок учится различать основные геометрические формы — овал, треугольник, квадрат, звезда и так далее. Развитию образного мышления у детей будут способствовать игрушки, изображающие различных животных или стилизованные под предметы повседневного обихода — игрушки-имитации (игрушечный утюжок, молоток, плоскогубцы, коляска). В этот период появляется принципиальное деление игрушек по половому признаку. Мальчики проявляют больший интерес к машинам, самолетам, а девочки — к куклам, игрушкам — имитациям кухонной утвари. В связи с относительной зрелостью общей координации в этом возрасте происходит первое знакомство с инвентарем для подвижных игр (мячик, ракетка, велосипед, клюшка).
Возраст от трех до шести лет — это и есть собственно «игровой» возраст. Что предложить ребенку в этот период?
Ребенок посредством игровой деятельности учится «взрослой» жизни. Разнообразие игровой направленности в этом периоде трудно перечислить. Это и конструктивная деятельность (все более усложняющиеся игры-конструкторы), и познавательная деятельность (разборные игрушки), и логические игры («пазлы»). Стимуляция тонкомоторной деятельности достигается применением различных заданий на штриховку, закрашивание. Большое значение приобретают настольные игры. Они развивают усидчивость, умение последовательно выполнять различные задания. Появившаяся в этом возрасте способность выполнять действия по команде способствует усложнению и дальнейшему развитию подвижных коллективных игр (футбол, бадминтон, «догонялки», «скалки», «чехарда»).
Ну и последний вопрос. Если какие-то требования к игрушкам в любом возрасте? И где взять денег, чтобы купить все эти игрушки, для каждого периода жизни ребенка?
Основные требования к игрушкам во все возраста примерно одинаковы. Они должны быть безопасны и легко обрабатываться. Периодически «игровой набор» ребенка должен обновляться. Чем младше ребенок, тем кратковременее его память. Поэтому одна и та же игрушка, убранная на какое-то время, в последующем воспримется ребенком как абсолютная новая. Дети не нуждаются в огромном количестве игрушек.