С 9 декабря 2020 года НМИЦ им. В. А. Алмазова вновь оказывает помощь пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией и с подозрением на нее. Мы взяли интервью у врачей и медсестер, отработавших первый месяц с инфекционными больными второй волны распространения COVID-19 в Лечебно-реабилитационном комплексе на проспекте Пархоменко, 15, перепрофилированном под ковидный стационар.
К настоящему моменту в Лечебно-реабилитационный комплекс Центра Алмазова госпитализировано более 600 пациентов с коронавирусной инфекцией. В учреждении задействовано 260 коек. В связи с ежедневным ростом заболевших с 23 декабря был также перепрофилирован и филиал Центра – РНХИ им. проф. А.Л. Поленова на ул. Маяковского, 12, который работал с COVID-19 в весенне-летний период.
Врачи Центра Алмазова считают своим долгом помочь городу и области в борьбе с пандемией. Благодаря уже имеющемуся опыту лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, а также наличию всего необходимого высокотехнологичного оборудования специалисты учреждения могут успешно справляться с лечением наиболее тяжелых пациентов.
ФИО: Рубин Аркадий Дмитриевич Должность: директор Лечебно-реабилитационного комплекса (главный врач перепрофилированной инфекционной клиники), д.м.н., Заслуженный врач России |
Тяжелее всего было начать, все грамотно подготовить: обучить персонал, сделать шлюзы для прохода в «красную зону», вентиляцию и многое другое. И в связи с этим хочется поблагодарить все подразделения нашего Центра, которые принимали в этом участие. Большой вклад в налаживание работы в первые дни внесли В. С. Глебов, В. Е. Кон, О. И. Петрунинцева, И. Ю. Кашерининов, Е. О. Дик, С. И. Терешкова и все заведующие отделениями и старшие медицинские сестры. Благодаря их совместным усилиям процесс запущен, и поступающие пациенты получают качественную медицинскую помощь на самом высоком уровне, а медицинский персонал максимально защищен от возможного инфицирования на работе.
ФИО: Кашерининов Игорь Юрьевич Должность: заведующий отделением анестезиологии-реанимации для инфекционных больных, к.м.н. |
Это, несомненно, самый тяжелый опыт в моей жизни, даже сравнить не с чем! У нас сейчас 40 реанимационных коек – это очень много. При этом если сравнивать с весной (тогда я тоже работал в красной зоне), сейчас намного больше поступает пациентов с более выраженным поражением легких (нередко 80%, 90% и даже 100%). В основном, конечно, это пожилые люди с сопутствующими патологиями. Но среди пациентов встречаются и люди моложе 30 лет. Из позитивного за прошедший месяц могу отметить, что несколько человек с поражением 80-90% нам удалось успешно вылечить и выписать. Хочется, чтобы пандемия поскорее закончилась, и люди перестали так массово и тяжело болеть. И можно было немножко выдохнуть от колоссальной нагрузки, и больше времени проводить со своей семьей, которую сейчас я почти не вижу.
ФИО: Михайлова Любовь Вячеславовна Должность: врач третьего инфекционного отделения |
Мне кажется, что вирус стал агрессивнее, чем был в первую волну. Мы видим с коллегами пациентов с более тяжелым течением болезни. И если ранее мы выявляли единичные случаи заболевания на отделениях, то с осени распространение было более стремительным и охватывающим. Что нам сейчас помогает? Взаимовыручка! Будучи врачами самых разных специальностей, сейчас мы все работаем инфекционистами, при этом у наших пациентов немало сопутствующих заболеваний. И что хорошо, когда необходима консультация узкого специалиста, мы просто звоним друг другу и просим помощи, и никто не отказывает. В плане оснащенности пока всего хватает. К условиям работы в «красной зоне» лично я довольно быстро адаптировалась, хотя сначала очень боялась. Нелегко, но терпимо вполне. И когда ты понимаешь, что смог помочь пациенту поправиться, конечно, это большая радость! Надеюсь, что, в конце концов, нам удастся победить этот вирус, и мы вернемся к привычной любимой работе.
ФИО: Пономарева Алена Дмитриевна Должность: врач отделения анестезиологии-реанимации для инфекционных больных |
Честно скажу, что работать в реанимации очень непросто. И для меня, в первую очередь, морально. Да, физически я тоже каждый день устаю, проводя на работе минимум 12 часов вместо 8, но для меня это не так тяжело, как то, когда я вижу ухудшение в состоянии пациента, несмотря на проводимое лечение и все наши старания. Я работала и в первую волну, и могу сказать, что тогда было чуть легче. Было всего 18 реанимационных коек, сейчас на нашем отделении их 40. Медицинского персонала не хватает. И пациенты однозначно стали тяжелее. Сейчас у нас 15 человек лежит на инвазивной вентиляции легких (это когда человеку заводят трубку в трахею и погружают в искусственный сон), и еще 15 — на неинвазивной (эти люди лежат в сознании, дышат кислородом сами через маску). Два пациента помимо этого подключены к ЭКМО для оксигенации крови (аппарату искусственного кровообращения). Как вы понимаете, все это крайние меры, и все эти пациенты на грани. Тем не менее, одного из них недавно нам удалось вернуть к самостоятельному дыханию после инвазивной ИВЛ. Этому мужчине 66 лет, он поступил к нам с 76% поражением, которое стремительно достигло 95%. Из сопутствующих заболеваний — диабет и ожирение (одни из основных факторов риска развития тяжелого течения болезни). Сейчас на КТ видна положительная динамика, он пошел на поправку. Пока он под нашим пристальным наблюдением. Я очень надеюсь, что он полностью поправится! И еще верю, что когда-нибудь все это закончится, и к нам уже не придет третья волна, и мы вернемся на свои родные отделения.
ФИО: Арутюнян Лилит Мушеговна Должность: медсестра четвертого инфекционного отделения (студентка шестого курса педиатрического факультета СПбГПМУ) |
Я работала в инфекционном стационаре в Институте Поленова весной, и могу сказать, что когда имеется опыт, работать легче. Защитный костюм для меня уже как вторая кожа. Мое основное место работы здесь в Лечебно-реабилитационном комплексе, и работать в своем родном коллективе для меня большой плюс, я всех здесь очень хорошо знаю, и мы все друг друга поддерживаем! Сейчас у нас немного больше нагрузки, чем весной, но мы справляемся! Труднее приходится новичкам и медработникам в реанимационном отделении, там, конечно, все гораздо сложнее. Лично для меня самую большую психологическую сложность представляет работа с пациентами, которые расстраиваются и переживают из-за того, что не могут долго видеться с родными. Но, хочу сказать, что в целом сейчас люди стали спокойнее. В первую волну и сами медработники, и я в том числе, боялись заразиться вирусом, боялись тяжелого исхода болезни. Сейчас у нас есть четкое понимание, как лечить, есть реально работающие лекарства, и, думаю, что мы успешнее справляемся.
ФИО: Молоткова Мария Александровна Должность: врач-стажер первого инфекционного отделения (клинический ординатор-эндокринолог второго года) |
Для меня и многих моих коллег терапевтического профиля самым сложным было адаптироваться к экстренному режиму работы в инфекционном стационаре. Мы привыкли в плановом порядке работать со своими пациентами, по большей части, с длительно текущими, хроническими заболеваниями, а здесь нужно принимать сложные решения без промедления. Бывают неожиданные ухудшения у пациентов. Кроме того, очень много психологической работы. Многие пациенты находятся в сильном стрессе из-за самой болезни, из-за непривычной обстановки вокруг (весь персонал в СИЗ), из-за изоляции, поскольку не могут увидеться с родными. Мы, как можем, успокаиваем их. Запомнился один пациент, который при выписке очень благодарил нас за помощь, со слезами на глазах, что, конечно, очень трогает.
ФИО: Синицын Петр Сергеевич Должность: врач третьего инфекционного отделения |
По сравнению с первой волной сейчас мы более уверенно и осознано чувствуем себя в работе с коронавирусной инфекцией. Но развивались за это время не только мы, но и сам вирус, и он стал вести себя более агрессивно и сложно. Тем не менее, мы научились работать быстро в новой форме. Сейчас появились дневные врачи помимо дежурных, которые ведут пациентов от и до. Появилась четкая преемственность в работе. И очень радует, что среди медицинского персонала очень теплая душевная атмосфера, все очень помогают друг другу! Когда я сам заболел, коллеги звонили и интересовались моим здоровьем, подбадривали, и для меня это ценно! Отдельно хотелось бы сказать огромное спасибо заведующей третьим инфекционным отделением Виктории Ефимовне Кон за чуткое отношение к сотрудникам, несмотря на то, что я — новый человек в этом коллективе. Мне бы очень хотелось, чтобы эта волна была последней такой массовой и агрессивной. Хотя работа с коронавирусом была осознанным выбором, все же мне не хватает родной нейрохирургии.