апр 092021
 

Трансплантация (пересадка) костного мозга используется с семидесятых годов XX века, это сравнительно новый метод лечения. Однако он развивается очень быстро и применяется все шире.

Чаще всего трансплантация костного мозга используется для лечения онкологических больных. Однако существуют и другие заболевания, при которых она рекомендована или даже служит единственным способом излечения.

Идея трансплантации костного мозга (ТКМ) возникла достаточно давно. Уже к началу XX века ученые поняли, что из каких-то немногочисленных клеток в костном мозге могут развиваться все клетки крови; такие клетки костного мозга стали называть стволовыми. Позже возникла мысль, что стволовые клетки из костного мозга здорового человека можно использовать для восстановления неработающего костного мозга другого человека. Иными словами, можно пересаживать с лечебной целью клетки из костного мозга одного человека (донора) другому человеку (реципиенту, то есть получателю).

Первая успешная ТКМ была проведена в 1968 году В семидесятые годы эту процедуру проводили уже десяткам пациентов. Эдвард Доннел Томас, который разработал технику трансплантации костного мозга для лечения лейкоза, в 1990 году получил Нобелевскую премию. Несмотря на сложность процедуры к настоящему времени ТКМ позволила спасти сотни тысяч жизней.

Виды трансплантации костного мозга:

  • аллогенная, при которой больному вводятся гемопоэтические стволовые клетки от родственного или неродственного совместимого донора;
  • аутологичная, когда реципиент получает предварительно заготовленный собственный костный мозг.

«В НМИЦ им. В. А. Алмазова широко используются аллогенные трансплантации, в том числе и так называемые гаплоидентичные, от частично совместимых доноров (например, от родителей к детям и наоборот). Гены тканевой совместимости в этом случае совпадают лишь на 50 %, но благодаря специальным методам и препаратам этого во многих случаях достаточно. В Центре Алмазова врачи стараются заранее заготавливать и замораживать донорские клетки для ближайших трансплантаций, хотя в обычной практике это делается нечасто», —рассказывает врач-гематолог отделения химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга Центра Алмазова Дмитрий Васильевич Моторин.

Гаплоидентичные трансплантации, по словам Дмитрия Васильевича, в нынешних условиях чаще, чем обычно, становятся заменой трансплантаций от неродственных доноров.

«Поиск донора сопряжен с определенными трудностями. По статистике, пациент имеет примерно 30 % шансов найти родственно совместимого донора. В остальных случаях приходится искать донора в регистре — шансы найти там донора не очень высокие и зависят от объема регистра и частоты встречаемости генотипа пациента. Но даже если подходящий человек найден, еще не факт, что он станет донором. До непосредственного донорства доходит только четверть доноров. В России ситуация с донорским регистром непростая — он пока еще не очень большой. К тому же генетическая разнородность населения России достаточно велика. Если для людей, живущих в европейской части, шанс найти донора более высокий, то для пациентов, например, из Хакасии, Бурятии, Якутии, Дагестана или Чечни — шансы найти полностью совместимого донора в регистре намного меньше», — подчеркнул гематолог.

В связи с трудностями в поиске подходящего донора костного мозга и вероятностью генетического совпадения с другим человеком история Алины Корф, выпускницы Центра Алмазова, большая удача.

Несколько лет назад она встала в реестр доноров костного мозга, в котором можно находиться всю жизнь, так и не став подходящим донором для кого-то. Внезапно ее HLA-фенотип оказался востребован, расширенный анализ и обследования показали, что она в плане тканевой совместимости фактически генетический близнец пациента, которому требовалась помощь.

Трансплантация костного мозга прошла успешно, пациент выздоровел, Алина прекрасно себя чувствует.

«В донорстве костного мозга нет ничего героического — это нормальный поступок обычного человека.  Да, кто-то боится, для кого-то это небезопасно. Я считаю, помогать надо тогда, когда ты чувствуешь в себе ресурс и возможность. Я верю, что хороших людей очень много. Хотелось бы, чтобы было меньше страха перед этой процедурой, тогда можно было бы спасти больше нуждающихся в помощи», — говорит Алина Корф.

Каждая успешная трансплантация означает спасенную жизнь. Для увеличения количества трансплантаций необходимо более широкое распространение метода, открытие новых трансплантационных отделений, обучение профильных специалистов, усовершенствование методов профилактики реакции трансплантат-против-хозяина, развитие гаплоидентичной трансплантации и увеличение количества квот на трансплантацию. Такой высокотехнологичный метод медицинской помощи, как трансплантация костного мозга является примером мультидисциплинарного подхода в медицине. Он возможен только при тесном взаимодействии клинических служб с лабораторией, отделениями функциональной диагностики, станцией переливания крови, звеном амбулаторной помощи, регистрами доноров костного мозга, а также системами дистанционного телеконсультирования на посттрансплантационном этапе. Успехи в трансплантации костного мозга являются нашими общими успехами и способствуют развитию и совершенствованию оказания медицинской помощи.

X

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА АЛМАЗОВА!

Уведомляем вас, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Центре Алмазова введен комплекс дополнительных мер по безопасности, направленный на предотвращение террористических актов. В целях обеспечения безопасности граждан и целостности объектов инфраструктуры при посещении Центра Алмазова проводится дополнительный личный осмотр, осмотр вещей и автотранспорта. Отказ от соблюдения мер по безопасности может послужить причиной недопуска на территорию Центра Алмазова. Просим с пониманием отнестись к введенным мерам по безопасности.

С уважением, Администрация Центра Алмазова