Успех медикаментозной терапии тяжелой сердечной недостаточности в сочетании или без малоинвазивных вмешательств (например, имплантацией кардиоресинхронизирующей системы), которые дают хорошие результаты и помогают пациентам избежать трансплантации сердца, достигается не так редко, как принято считать.
В январе 2018 года в отделение анестезиологии и реанимации № 8 НМИЦ им. В. А. Алмазова был переведен из стационара города пациент 69 лет. С 2011 года у него была выявлена постоянная форма фибрилляции предсердий, а с 2013 года — появилась выраженная тахикардия, с которой не удавалось справиться, на фоне чего с каждым годом сократимость сердца снижалась все больше и больше, стали появляться и прогрессировать явления сердечной недостаточности.
При поступлении в Центр Алмазова состояние расценивалось как крайне тяжелое, больного беспокоила одышка при минимальной физической нагрузке и даже в покое, наблюдалась выраженная тахикардия, обусловленная фибрилляцией предсердий. Эхокардиографическое исследование показало критическое снижение сократимости сердца, которая составляла около 1/5 части от нормы (фракция выброса была 12 % при норме выше 55 %), резкое расширение всех камер сердца и выраженную недостаточность митрального и трикуспидального клапанов. Также при компьютерной томографии грудной клетки с контрастированием была выявлена тромбоэмболия легочной артерии.
Пациент находился в отделении анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии № 8. Однако через несколько дней, после подбора медикаментозной терапии, он был переведен на кардиологическое отделение № 8.
«Фибрилляция предсердий в случае выраженной тахикардии часто приводит к ухудшению сократимости сердца и развитию вторичной дилатационной кардиомиопатии, поэтому так важно своевременно восстанавливать нормальный ритм, а при невозможности — нормализовать частоту сердечных сокращений. Это сравнимо с нагрузкой, которую испытывает здоровый человек при интенсивном занятии спортом. У больного фибрилляцией предсердий при наличии выраженной тахикардии сердце круглосуточно подвергается чрезмерной нагрузке, что приводит к его истощению и нарушению сократимости. В данной ситуации — это продолжалось много лет», — пояснила заведующий кардиологическим отделением № 8 Мария Александровна Борцова.
Подбор терапии вызывал трудности, поскольку у пациента были желудочковые нарушения ритма, низкое артериальное давление и выраженная митральная недостаточность, которые не позволяли сразу назначить целевые дозы препаратов. Состояние больного длительно оставалось тяжелым, он переносил только мизерные дозы лекарств, и их увеличение проводилось очень медленно. Учитывая тяжесть состояния пациента в начале госпитализации, он рассматривался как потенциальный кандидат на трансплантацию сердца.
«Когда мы начинаем лечить тяжелого пациента, никогда точно не известно, станет ли ему лучше или, наоборот, болезнь будет быстро прогрессировать. Поэтому таких больных стараемся начинать обследовать для постановки в лист ожидания на трансплантацию сердца, чтобы в случае ухудшения состояния они были бы готовы к этому, и не будет потеряно время», — добавила Мария Александровна.
Через 1 месяц лечения удалось достичь нормальной частоты сердечных сокращений, улучшения сократимости сердца (фракция выброса увеличилась с 12 % до 20 %), уменьшились явления сердечной недостаточности, больной начал выходить из палаты, самостоятельно передвигаться в пределах отделения. После этого был выписан на амбулаторное лечение, где была продолжена коррекция медикаментозной терапии специалистом НИО сердечной недостаточности Викторией Леонидовной Галенко.
Вот уже в течение 3 лет пациент живет полноценной жизнью, вернулся на работу и практически не чувствует ограничений. Результаты эхокардиографии в 2021 году показали увеличение фракции выброса до 47 %.
Конечно такие результаты с помощью только медикаментозной терапии достигаются не всегда. Это возможно лишь при наличии обратимых факторов поражения сердца и резервов в восстановлении сердечной мышцы. Очень важно не пропустить момент, когда становится понятно, что все возможности консервативного лечения уже исчерпаны, и пациенту помогут только хирургические методы, в том числе трансплантация сердца, для которой существует «узкое окно» — когда уже показано ее выполнение и еще не поздно. Тем не менее такие случаи не редки и борьба за собственное сердце очень важна.
В лечении пациента принимали участие: врач-кардиолог руководитель НИО сердечной недостаточности д.м.н., профессор Мария Юрьевна Ситникова; врач-кардиолог высшей категории заведующий кардиологическим отделением № 8 Мария Александровна Борцова; заведующий отделением анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии № 8 Индира Вячеславовна Оразмагомедова; врач-кардиолог Виктория Леонидовна Галенко.