Существует множество возможных причин детского церебрального паралича (ДЦП), одна из основных — это гипоксия (кислородное голодание мозга) во время беременности, в родах или в неонатальном периоде. Стоит отметить, что ДЦП очень часто развивается у малышей, родившихся раньше срока. Для родителей особенных деток осознание такого диагноза сложное испытание — зачастую людей одолевают страх, обида, беспомощность и даже отчаяние. Отсутствие информации и возможности попасть на консультацию к компетентному врачу лишь усугубляет ситуацию. Драгоценное время уходит, а ведь известно, что самый активный период восстановления ребенка с поражением центральной нервной системы — это первые годы жизни. Мама 5-летнего Саши тоже не исключение.
«Поначалу вообще не было понимания, с чего начать, куда двигаться, в душе была паника, мы были очень растеряны, — рассказывает она, — а недавно мы узнали, что в Центре Алмазова лечат детей с ДЦП хирургическим способом. Мы проконсультировались тут с неврологом, и это стало нашим спасением. Потому что именно после этого лечения начали появляться первые ощутимые результаты».
В НМИЦ им. В. А. Алмазова с проблемой ДЦП работают давно. В арсенале специалистов различные методы лечения. Среди них имплантация баклофеновой помпы (специального устройства для непрерывной подачи лекарственного средства — баклофена, непосредственно к спинному мозгу для достижения максимально возможного расслабления патологически зажатых мышц). Альтернативной является селективная дорзальная ризотомия — нейрохирургическая коррекция спастичности с доказанной эффективностью.
«Селективная дорзальная ризотомия — это хирургическая операция, при которой пересекаются корешки, идущие от спинного мозга к верхним или нижним конечностям и отвечающие за излишнюю импульсацию, которая не позволяет мышцам расслабиться», — объясняет оперирующий нейрохирург, старший научный сотрудник НИЛ нейрохирургии детского возраста Центра Алмазова, к.м.н. Кирилл Владимирович Сысоев.
Такие операции в учреждении выполняются уже давно с обязательным применением нейрофизиологического мониторинга. Нейрохирург тестирует и затем разделяет корешки на несколько частей, потом каждая из них стимулируется вновь, и фиксируется ответ. Это дает гарантию того, что во время операции не будут затронуты двигательные волокна, а чувствительность сохранится. После такого хирургического вмешательства тонус мышц приходит в норму. Операция проводится по органосберегающей малоинвазивной технологии, позволяющей сохранить целостность позвоночника, не нарушить его опороспособность и избежать деформации в последующем.
«Замечено, что у пациентов, которым проводится операция с воздействием на поясничные корешки (иннервирующими только нижние конечности), восстанавливается движение и в верхних конечностях. Еще одним из преимуществ метода является то, что достигнутый результат является практически необратимым, в отличие от той же помпы, где эффект зависит от лекарственного препарата. Во время селективной дорзальной ризотомии подрезается только определенная часть корешка (от 50 до 90 %), и никогда 100 %. И только после многократного нейрофизиологического тестирования, которое очерчивает границы дозволенности данной процедуры», — отмечает заведующий отделением нейрохирургии для детей № 7 Центра Алмазова, врач высшей категории, д.м.н. Александр Вонгиевич Ким.
Саша поступил на лечение с тяжелой спастической формой детского церебрального паралича — в тонусе были и ножки, и ручки малыша. После осмотра и обследования специалисты Центра Алмазова приняли решение, что ребенку необходима селективная дорзальная ризотомия. Показания, которые помогают врачу принять решение в пользу данного вида лечения, — это наиболее выраженный тонус в нижних конечностях и сохранный интеллект больного.
После хирургического вмешательства у ребенка наблюдается значительное снижение патологического тонуса, при этом сохранена мышечная сила в нижних конечностях. Теперь, когда малыш может ставить стопы ровно, а ножки расслаблены, существенно увеличился его реабилитационный потенциал. А это значит, в будущем он сможет встать на ноги. Физиотерапия, массаж и другие занятия, которые раньше лишь незначительно помогали справиться с симптомами болезни, теперь будут максимально быстро приближать маленького пациента к мечте научиться ходить.
Подробная информация по методу лечения
Селективная дорсальная ризотомия (СДР) — нейрохирургическая операция, выполняемая у пациентов с ДЦП для уменьшения спастичности нижних конечностей.
- Операция проводится на уровне поясничного отдела позвоночника и заключается в пересечении части корешков спинного мозга, отвечающих за повышенный тонус мышц.
- Вмешательство осуществляется под нейрофизиологическим контролем, пересекают только те порции чувствительных корешков, которые патологически реагируют на стимуляцию.
- СДР показана детям в возрасте от 3-х лет, страдающим спастической диплегией, при уровне I-III GMFCS. Операция направлена на снижение тонуса, улучшение походки и общей двигательной активности этих пациентов.
- При IV и V степенях GMFCS и спастической тетраплегии СДР является альтернативой использованию баклофеновой помпы (учитывая ее дороговизну и необходимость регулярной дозаправки).
- Ограничениями к проведению СДР являются: гемиплегия, дистония, гиперкинезы, выраженные интеллектуальные и зрительные нарушения, множественные фиксированные контрактуры в суставах конечностей, нестабильность тазобедренных суставов, выраженный сколиоз.
- Решение о проведении СДР и дальнейшее ведение пациентов должно осуществляться мультидисциплинарной командой, включающей физиотерапевта, педиатра, ортопеда и нейрохирурга.
- После СДР обязательно проведение ранней интенсивной физиотерапевтической реабилитации продолжительностью не менее года. Без выполнения этого условия эффективность операции значительно снижается.
- К возможным осложнениям операции относят нарушения мочеиспускания, запоры, нарушения чувствительности и слабость в нижних конечностях, прогрессирующую деформацию позвоночника, стойкий болевой синдром.
- Несмотря на проведенную операцию, от 20 до 50 % больных нуждаются в последующей местной или системной терапии ботулотоксином, а также в последующих ортопедических вмешательствах на суставах.