Атрезия пищевода — это тяжелый порок развития, при котором верхний и нижний сегменты пищевода разобщены и заканчиваются либо слепо, либо сообщаются с трахеей. Именно с такой патологией недавно появился на свет новорожденный в карельском городе Костомукша.
«Во время беременности я не подозревала, что с малышом что-то не так. Ни на одном из УЗИ-скринингов патологию было не видно. Когда ребенок родился, ему дали 7–8 баллов по шкале Апгар, а при первом кормлении он посинел. Тогда врачи поставили предварительный диагноз, который затем и подтвердился», — рассказывает мама маленького пациента.
Из городского роддома ребенка повезли в ГБУЗ Республики Kарелия «Республиканский перинатальный центр». За время пути у ребенка начались проблемы с дыханием, поскольку в течение нескольких часов в легкие попадала изо рта слюна. Карельские врачи, оценив сложность ситуации, обратились за помощью к коллегам из Центра Алмазова. В связи с тяжестью состояния ребенка нельзя было сразу транспортировать. Специалисты вынуждены были ждать стабилизации его состояния. Все это время малыш находился на парентеральном питании (способ введения питательных веществ в организм путем внутривенной инфузии).
«Если начать кормить новорожденного с такой патологией, то смесь или молоко будут попадать в легкие, как следствие начнется пневмония, состояние ребенка резко ухудшится», — комментирует оперирующий хирург, заведующий отделением детской хирургии Перинатального центра НМИЦ им. В. А. Алмазова, доцент, к.м.н. Анна Андреевна Сухоцкая.
После того как малыш был доставлен в Санкт-Петербург, врачи подтвердили диагноз и признали необходимость срочного выполнения торакоскопической операции по устранению дефекта пищевода (малоинвазивное видеоскопическое хирургическое вмешательство). Через три порта были заведены видеокамера и два инструмента, которыми хирурги выделили нижний сегмент пищевода, его свищ отсекли от трахеи, ушили ее дефект, затем выделили верхний сегмент и после сопоставления его с нижним наложили анастомоз (соединение) рассасывающимися нитками.
В ходе торакоскопической операции в половине грудной клетки пациента создается пространство посредством введения углекислого газа (это несколько усложняет работу анестезиолога, так как сжимается легкое и смещается сердце), однако выбор в пользу такого метода позволяет избежать различных послеоперационных осложнений. Важно, чтобы результатом хирургического лечения стала нормализация функции пищевода, при этом не возникло нарушений осанки (это может стать следствием неизбежного при открытой операции раздвигания и ребер и мышц). Хирург должен правильно их сшить после устранения дефекта, чтобы со временем не образовалось сращений, ведущих к искривлению позвоночника. Также при открытой операции рассекается мышца, которая фиксирует лопатку, и иногда при неправильной фиксации этой мышцы — лопатка поднимается вверх. Именно поэтому атрезию пищевода может оперировать хирург только очень высокой квалификации. Если говорить о торакоскопическом методе, то такое вмешательство под силу специалисту, в совершенстве владеющему техникой эндоскопических манипуляций (ведь грудная клетка малыша, внутри которой работает хирург, очень маленькая).
«Обычно атрезия пищевода диагностируется еще до рождения, но свищевые формы (когда есть сообщение сегмента пищевода с трахеей) установить труднее, чаще удается это сделать уже в родильном зале. В данном случае мы имели дело со свищевой формой — с самой частой (90 % всех атрезий)», — рассказывает оперирующий хирург, заведующий кафедрой хирургических болезней, профессор, д.м.н. Владимир Гиреевич Баиров.
Как правило, если диагноз удается поставить внутриутробно, — это является показанием к родам в специализированном перинатальном центре, где организована хирургическая служба для лечения малышей с различными патологиями. В таких случаях помощь оказывается своевременно и в полном объеме, что позволяет избежать грозных осложнений в состоянии новорожденного. В НМИЦ им. В. А. Алмазова специалисты готовы принимать на роды женщин, у которых есть подозрение на такой порок развития плода.
В Перинатальном центре Центра Алмазова малоинвазивные операции малышам с разными диагнозами делаются регулярно. Из 600 хирургических вмешательств — примерно 160 выполняются именно таким способом. Однако, по словам врачей, их может быть еще больше, поскольку потребность постоянно растет.
С момента операции по поводу атрезии пищевода прошло уже 3 недели, малыш питается через рот, получая за одно кормление 60 мл смеси. В настоящее время он чувствует себя хорошо и вместе с мамой выписан домой.