О том, что у малышки проблемы с сердцем, стало понятно еще до ее рождения — на 26 неделе беременности впервые выявили брадикардию плода, а в анализах крови будущей мамы — высокий титр аутоиммунных антител. Несмотря на проводимое консервативное лечение в стационаре, внутриутробно сохранялась брадикардия плода.
Учитывая опыт и специализацию Перинатального центра НМИЦ им. В. А. Алмазова, женщина была госпитализирована в акушерское отделение патологии беременности для наблюдения и принятия решения по тактике лечения младенца после родов. При рождении у малышки по данным ЭКГ было подтверждено наличие нарушения ритма сердца в виде полной атриовентрикулярной блокады (нарушение проведения импульсов внутри сердца) с частотой сокращений желудочков 40–75 ударов в минуту. В отличие от взрослого человека, сердце маленького ребенка сокращается в норме с частотой 120–140 ударов в минуту, такая частота необходима для адекватного обеспечения жизненных потребностей новорожденного. В случае возникновения нарушений проведения ритма, сердце малыша не может сокращаться с нужной частотой, а, как следствие, страдает весь организм. После рождения ребенок наблюдался командой врачей, в состав которой вошли неонатологи, детские аритмологи-кардиологи, реаниматологи и кардиохирурги.
«Ведение таких детей осуществляется командой врачей, так как необходима комплексная оценка состояния ребенка и согласованное определение показаний к оперативному лечению, ведь не каждое нарушение проводимости сердца требует хирургических вмешательств. В течение первой недели жизни на фоне низкой частоты сердечных сокращений отмечалась отрицательная динамика клинического состояния, были выявлены признаки повышенной нагрузки на сердце. Бездействие в данной ситуации могло бы привести к необратимым последствиям и единственным возможным вариантом помочь сердцу при таких условиях являлась имплантация постоянного электрокардиостимулятора — прибора, который «навязывает» сердцу правильный ритм с необходимой частотой», — рассказывает главный научный сотрудник НИО сердечно-сосудистых заболеваний у детей д.м.н. Елена Сергеевна Васичкина.
Проведение подобной операции на маленьком сердце имеет ряд трудностей. Несмотря на это командой врачей были определены абсолютные показания к имплантации искусственного источника ритма.
«Мы понимали, что выполнение операции такому маленькому ребенку сопряжено с техническими сложностями — необходимо было выполнить фиксацию электродов к камерам прямо на работающем сердце. На момент хирургического лечения девочка весила всего 2800 грамм», — комментирует врач-кардиолог Ксения Александровна Блинова.
В возрасте 7 дней малышке была проведена операция на открытом сердце и имплантирован электрокардиостимулятор. Благодаря накопленному многолетнему опыту лечения подобных пациентов, удалось достойно справиться с поставленными задачами.
«Имплантируемое устройство расположено подкожно, а постоянные электроды пришиты к сердцу. Конечно, со временем, когда закончится заряд батареи (через 5–10 лет) может потребоваться замена кардиостимулятора. Нам предстоит внимательно следить за тем, чтобы с ростом ребенка не были нарушены целостность и функциональность проводов. При этом размер установленного устройства стандартный (детских не существует)», — объясняет выполнивший операцию детский кардиохирург Николай Андреевич Котин.
После хирургического лечения специалисты отметили стабилизацию состояния ребенка и нормализацию работы сердца. В настоящее время пациентка выписана домой с рекомендациями по дальнейшему наблюдению. Вес девочки при выписке составил 3700 грамм. Через три месяца после имплантации кардиостимулятор нужно будет повторно перенастроить, затем это можно будет делать реже — 1 раз в год, в зависимости от показателей работы устройства.