Командный центр
Командный центр — это современный инструмент управления медицинским учреждением или сетью клиник в режиме реального времени, созданный на основе технологий искусственного интеллекта и систем предиктивной аналитики. Данные решения помогают анализировать, как работает клиника сегодня, а также прогнозировать специфику пациентопотока. Практические рекомендации выводятся на экранные панели в «диспетчерских» центрах, чтобы врачи и администраторы могли сразу внедрить предложенные изменения в работу. Командный центр НМИЦ им. В. А. Алмазова был создан в конце 2019 года.
Подразделения Командного центра
- Командный центр по материнству и детству
- Командный центр для мониторинга оказания медицинской помощи взрослым пациентам
Основные задачи Командного центра
- Создание условий для выполнения объемов государственного задания по оказанию медицинской помощи пациентам путем организации системы движения пациентов («patient flow»).
- Эффективное использование коечного фонда.
- Анализ и выработка предложений по улучшению качества медицинской помощи.
Одним из основных инструментов работы Командного центра являются технологии бизнес-анализа – BI-системы. Это позволяет трансформировать сырые данные в удобные для восприятия интерактивные визуализации, на основе которых могут быть приняты тактические и стратегические решения. Благодаря использованию BI могут быть реализованы новые доказательные подходы в управлении за счет инструментов обработки большого количества данных, недоступных для анализа традиционными методами.
В управлении клиникой НМИЦ им. В. А. Алмазова BI-системы интегрированы с медицинскими информационными системами, что позволяет решать сразу несколько задач:
▪ для анализа становится доступной информация обо всех пациентах, обращавшихся в клинику. Личные данные могут быть использованы для формирования целостного представления о контингенте пациентов, и, таким образом, о целевой аудитории работы клиники. Клинические данные могут быть использованы для контроля качества лечения, анализа наиболее широко используемых терапевтических подходов, нахождения точек роста и проблемных полей в работе подразделений.
▪ данные о расписаниях, структуре рабочего времени сотрудников и структуре оказываемых ими услуг позволяют сделать выводы о том, каким профилям оказания медицинской помощи или каким видам услуг уделено недостаточно внимания; отследить скрытый спрос за счет анализа загруженности расписания и доступности тех или иных услуг для населения.
Все вышеописанные задачи ранее могли быть эффективно решены за счет компетенций управляющих лиц, таких как большой опыт руководства клиникой, высокий уровень личной информированности и профессиональная интуиция, однако сейчас, за счет колоссального темпа прироста данных и огромных объемов хранящихся данных, их анализ без использования информационных технологий становится неэффективным, или даже невозможным.
Для представления данных широко используется формат дашборда – интерактивный экран с визуальным представлением ключевых показателей организации и динамическим обновлением данных. Отображение данных на дашборде может переключаться в зависимости от выбранных срезов, фильтров и других запросов пользователя.
Структурно дашборд включает три уровня:
- ключевые показатели эффективности (KPI) – самые важные итоговые цифры
- аналитика – показатели представлены визуально на диаграммах, графиках, картах
- детализация – справочные данные, обычно в виде таблиц с условным форматированием
Освоение BI-инструментов не требует специализированного технического образования и позволяет управляющим лицам самостоятельно осуществлять аналитику подотчетной им структуры, не обращаясь за помощью к другим специалистам.
Отчеты, формируемые с помощью этих инструментов, адаптированы для быстрого и эффективного восприятия человеком вне зависимости от изначального уровня информированности о предмете обсуждения.
В период пандемии COVID-19 НМИЦ им. В. А. Алмазова мобилизовал аналитический ресурс с использованием BI-систем под аналитику госпитализации пациентов, поступающих для стационарного лечения. Была разработана и внедрена специализированная система мониторинга, направленная на быстрое и эффективное распределение ресурсов стационарных подразделений, занимающихся госпитализацией пациентов данного профиля.
В соответствии с разработанными методическими рекомендациями аналитические инструменты используются
- Для оценки исходной тяжести состояния пациента для подбора персонализированных схем лечения.
- Для оценки динамики состояния и прогноза для предиктивной маршрутизации пациента. Выявление тенденции отрицательной динамики используется для перевода пациентов на койки с кислородной поддержкой и в реанимационные палаты, а также отслеживание положительной динамики позволяет предсказать улучшение состояния и запланировать выписку.
- Для аналитики загруженности отделений и распределения между ними тяжелых пациентов, что позволяет оптимизировать использование ресурсов, увеличивать снабжение медикаментами и оборудованием, направляя их для использования в наиболее нуждающиеся в этом подразделения. Немедленно поступают данные о занятых и свободных койках, что позволяет эффективно направлять поток поступающих пациентов.
- Для планирования выписки пациентов. BI-инструменты позволяют отслеживать многочисленные клинические показатели пациентов, выявляя тенденции к улучшению состояния, и определять как общие показатели эффективности работы отделений, основываясь на количестве пациентов, переходящих в фазу выздоровления, так и предоставлять развернутую картину состояния каждого больного, обозначая перспективы для скорейшей выписки пациентов, достигших стабильного улучшения состояния. Инструменты визуализации предоставляют широкий спектр индикаторов, указывающих на показатели, требующие немедленного внимания.
- Для контроля качества лечения, осуществляемого через отслеживание назначений. BI-системы позволяют производить мониторинг реализуемых схем лечения на уровне отделения и конкретного пациента, что обеспечивает быстрый и гибкий контроль терапевтических подходов, а также позволяет выявить пациентов, нуждающихся в изменении схемы лечения или дополнительном внимании специалистов.
- Для отслеживания динамики поступления, перевода и вписки пациентов глобально в масштабах всего перепрофилированного коечного фонда. Собираются сводки на каждые сутки. BI-технологии позволяют осуществить детализацию с уровня всей клиники до уровня интересующего подразделения.
Все аналитические инструменты доступны для использования заведующими отделениями и другими сотрудниками, ответственными за клинические подразделения. Данные по каждому подразделению собираются и предоставляются в формате дашбордов, что позволяет заведующим самостоятельно фильтровать и сортировать данные и быстро реагировать на требующие внимания показатели.
В работу Командного центра постоянно добавляются новые критерии оперативного мониторинга, что будет способствовать не только контролю за движением пациентов, но так же развитию контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи и, в целом, реализации концепции ценностной медицины.